Заключение. Система взаимосвязей

Цивилизация майя возникла в необычайных природных условиях, в этом регионе встречаются почти все климатические зоны – от скованных льдом вершин высоких вулканов до сухих и знойных пустынь и тропических ливневых лесов. Далеко не вся территория Мезоамерики была благоприятна для жизни людей. Продвижению человека мешали плотные лесные массивы, опутанные лианами и прикрытые снизу колючим кустарником. Ядовитые змеи, скорпионы, москиты и летучие мыши-вампиры представлены здесь более чем в избытке. Тропические ливни смывали и уносили прочь тонкий слой плодородной почвы, а дождевую воду тут же впитывал пористый известняк. Но, несмотря на это цивилизация майя достигла небывалых высот, и является уникальной среди других древних цивилизаций. Индейцы научились приспосабливаться к условиям окружающей среды, извлекать какую только возможно пользу из окружающего мира.

Большие и трудно проходимые пространства между городами являлись одной из причин, по которым они не могли на длительное время вступать в союзнические отношения. И тем не менее, майя создали такой тип государственности, как «номы» («пуэбло»). Пуэбло состоял из центрального городского поселения – столицы — и ряда зависимых от нее сельских общин со своими селениями и деревушками. Большинство из них находилось в пределах 10-километровой зоны от столицы. Существовали еще такие государственные образования, как «царства», но они были мало распространены и недолговечны.

Начальный этап истории майя, большинством ученых обозначается как доклассический период. В ранний доклассический период еще не существует крупных городов, как центров жречества и экономических центров. Единственной формой религиозных воззрений является культ плодородия связанный с развитием сельского хозяйства и выражающийся, согласно находкам, в маленьких, глиняных фигурках обнаженных женщин. Так как крестьянская община является в этот период основой жизни общества, то и зарождающиеся в этот период основы майяской архитектуры основаны на принципах устройства жилища крестьянина. В средний доклассический период в селениях и деревнях в центре группы жилищ стали строить хижину больших, чем другие, размеров, возведенную на более высокой платформе, облицованы они были камнем и штуком. Это говорит о зарождающемся расслоении общества и появления основ религии.

В поздний доклассический период большая часть территории майя была уже заселена, площади возделываемых земель значительно расширились и производство продуктов увеличилось. Социальная дифференциация, начавшаяся в предшествующий период, еще более возросла. Об этом, помимо прочего, говорит тот факт, что на барельефах появляются изображения богато одетых человеческих фигур, вероятно правителей. В то же время исчезновение глиняных фигурок, характерных для предшествующих периодов, говорит о важных изменениях в духовной жизни. В этот период появляются большие центры, такие как Абах-Такалик, Монте-Альто и Эль-Бауль, Вашактун и Тикаль. В городах появляются дворцовые комплексы, прежние святилища и легкие небольшие храмы превращаются в монументальные каменные сооружения, все важнейшие дворцовые и религиозные архитектурные комплексы выделяются из общей массы зданий и размещаются в центральной части города на особых возвышенных и укрепленных местах.

В протоклассическом периоде культура майя приблизилась к своему окончательному формированию, став целиком отличной от остальных мезоамериканских культур. Именно в этот период зародился майяский ступенчатый свод, правда, еще в виде ритуального надгробия.

Классический период характеризуется предполагаемым появлением некоторых новых черт, и является логическим результатом технического, экономического, социального, политического, религиозного и художественного развития общества майя. К этому периоду ученые относят распространение майяского свода. Расцвет цивилизации майя ученые связывают с несколькими причинами: демографический взрыв, расширение торгового обмена как внутри области майя, так и с внешними территориями, развитие религиозного культа. В классический период очерчивают свои границы стили архитектурных форм и имеют привязку к крупным центрам: Петен, Мотагуа, Усумасинта, Паленке, Рио-Бек, Ченес и Пуук. Отдельные центры связаны между собой экономически (торговлей, данью) и архитектурно (всех их объединяет кровельный гребень и майяский свод).

После грандиозного апогея цивилизации, наступает надлом всего общества майя. Апогей цивилизации майя в центральной зоне имел трагический и, насильственный конец, о причинах которого высказывались многочисленные и противоречивые гипотезы. Выдвигались предположения о воздействии таких природных явлений, как изменения климата и землетрясения; эпидемии желтой лихорадки и малярии вынудили майя покинуть лесные районы; многие авторы выдвигали гипотезу истощения почв из-за чрезмерного многовекового применения подсечно-огневой системы земледелия; по мнению некоторых ученых, причину трагического финала этой культуры следует искать в противоречии, присущем самому обществу майя, в изначальном антагонизме отношений, существовавших между его членами, одним словом, в свойственном этому обществу способе производства; выдвигалось также предположение об интеллектуальном и художественном упадке, вызванном проникновением «экзотических» идей извне, чуждых майя религиозных верований и концепций, воспринятых правящей элитой, но порицаемых народом, который остался верным прежним божествам и обрядам. Народное недовольство могло вызвать настоящие бунты против правителей. Опираясь на последние данные, полученные в результате исследований геологов под руководством Адриана Гилля, можно сказать, что еще одной из причин упадка цивилизации стала нехватка пресной воды. При попытках объяснить упадок культуры майя в центральной зоне следует иметь в виду два фактора. В течение IX в. прекратилась всякая культурная деятельность, то есть строительство церемониальных центров и возведение пирамид, храмов, дворцов, комплексов для игры в мяч и остальных построек, предназначенных для обрядов или обитания; прекратилось также установление стел и других монументов с календарными отметками, иероглифическими надписями и изображениями важных персонажей, а также производство орнаментированной керамики и предметов из нефрита, то есть всего имеющего отношение к жреческим занятиям и потребностям правящего класса. Жители селений обосновались в рассеянных поселках с замкнутой системой хозяйства и общинным типом организации. Экономика и архитектура в этом периоде стремиться к нулю, к тому из чего она вышла – сельская община и крестьянский дом.

Когда в конце IX-начале X в. в центральной зоне цивилизация майя испытывала кризис, а затем столь драматически прекратила свое существование, в остальных зонах она продолжала развиваться, хотя и испытывала влияние немайяской культуры. В X в. н.э. города юкатанских майя подверглись нападению воинственных племен – тольтеков. Однако, в отличие от центральной области майя, это не привело к катастрофическим последствиям. Население полуострова не только уцелело, но и сумело быстро приспособиться к новым условием. В итоге спустя короткое время на Юкатане появилась своеобразная культура, соединяющая в себе майяские и тольтекские черты. Их культуру можно назвать науа-майяской, так как эти народы занимали периферийное положение в области майя и пограничное по отношению к народам языковой группы науа.   Приход к власти чужеземных правителей не отразился на развитии производительных сил майя. Земледелец продолжал заниматься своим трудом, только продукты его труда направлялись теперь к путунским, ципильским правителям или к Ица. Тем не менее, один важный фактор помогает объяснить взлет, который в то время испытала Чичен-Ица где, как ни в каком другом месте, проявилась культурная трансформация: архитектурное богатство таких зданий, как «Кастильо», «Храм Тысячи Колонн», «Храм Воинов» и монументальный комплекс для игры в мяч, говорит о могуществе новых правителей и о том, что получившийся «сплав» можно назвать успешным в культурном и экономическом плане.

Весь 16 век испанские завоеватели пытались поработить народ майя и соседние ему племена. Но даже в таких условиях номы не смогли объединиться и дать полноценный отпор врагам. Обессиленные кризисом и внутренними распрями они все больше погружались в хаос. Со времени первых завоеваний практически прекращают свое существование как независимые города-государства, так и традиционная архитектура народа майя. Зародившаяся на основе крестьянского жилища, в момент своего упадка, архитектура вернулась к своим корням. Принципы постройки дома крестьянина не претерпели значительных изменений и до наших дней. Так же продолжались постройки традиционной индейской бани – темаскаль, хотя она и является примером ацтекской архитектуры, но вошла и в повседневную жизнь майя. Пришедшие вместе с испанцами новые типы застройки являлись абсолютно чуждыми коренному населению, и наоборот. Испанцы «принесли» с собой католические соборы и дворцы, усадьбы, принципы типового жилища. И если они и носили минимальные черты отражающие принципы архитектуры майя, то только потому, что эти принципы более адаптированы к природно-географической среде или служили экзотическим для европейцев декоративным элементом. Вполне понятно, почему остались принципы постройки традиционных индейских жилищ. Хотя жилище и несет на себе отпечаток верований, но не настолько как храм, погребальный комплекс и т.д. Дом майя был не опасен, не чужд и что главное – безразличен европейцам. Чего не скажешь о культовых сооружениях. Темаскаль, пришедший с ацтеками, был поначалу запрещен, и это так же понятно, не в традициях европейцев было мыться, да и ритуал омовения проходил с песнопениями и плясками. Но в последствии он все же вернулся в повседневную жизнь индейцев. Майя продолжали чтить своих богов, но уже без великолепных храмовых комплексов. Да и само общество майя логично изменилось при столкновении с европейской культурой.

Проследив все этапы становления общества майя, начиная с доклассических и заканчивая испанскими завоеваниями, было установлено, что хозяйственно-экономическое развитие общества майя оказывало прямое воздействие на строительно-архитектурные формы. А те в свою очередь являются их полным отражением. Архитектура идет в ногу с хозяйственно-экономическим положением общества и запечатлевает на себе его чаяния, особенности и культурные стремления. Экономика прямо, а иногда косвенно отражает в архитектуре свою сущность. Стелы с изображением правителей, их пышно украшенные рельефы на «кровельных гребнях», вентиляционные отверстия в форме преобладающей сельскохозяйственной культуры – все это прямо и косвенно указывает на связь. Вместе с тем развитие архитектуры и создание пышных храмовых комплексов, подстегивает экономику к увеличению темпов развития для удовлетворения потребностей не столько простых индейцев, сколько в большей мере правящего класса.