Заключение. Чичен-Ица и Паленке, срез культуры и общества народа майя

На сравнении городов Чичен-Ица и Паленке можно проследить сходства и различия двух городов одного народа в разных географических и культурных условиях.

Параллели между городами мы проводили по нескольким параметрам:

1) Природно — географическая среда.

2) Хозяйство и быт городов.

3) Политическая и социальная структура городов Чичен Ица и Паленке.

4) Архитектура городов.

По своему месторасположению города Паленке и Чичен-Ица — это города двух противоположных природно – географических областей расселения племен майя – южной и северной. Ни одна из них не лучше или не хуже другой, они просто разный и по своему привлекли первых строителей городов.

Хозяйство и быт Паленке и Чичен-Ицы не сильно отличались от хозяйства и быта других городов майя гористой местности или Юкатанского полуострова. Главное отличие городов майя кроется главным образом в их архитектуре и способах ее декорирования, охота, земледелие, устройство домов и т.д. вытекают, в сущности, из их географического положения.

Иероглифические тексты и изображения на керамических сосудах говорят нам о том, как выглядела социальная и политическая структура этих городов.

Можно с уверенностью сказать, что в городах майя была выстроена сложная политическая иерархия, в которой представители одного сословия, выполняли смежные, но отличные друг от друга функции.

Как уже говорилось выше, для характеристики городского устройства древних майя, как нельзя лучше подходит пример городов Чичен-Ица и Паленке. Паленке характеризуют устройство во многом второстепенного и зависимого поселения позднего классического периода, однако эта зависимость не привносит в архитектурные и хозяйственные сферы немаяские черты.

Чичен-Ица во многом это город «сплав» различных культур, хотя многие ученые и отвергают тольтекское влияние, доказать это они не в состоянии, когда как обратное подтверждает во многом архитектура города. Чичен-Ица это уже не чисто майяский город, расположенный в центре юкатанской низменности он как торговый центр, под влиянием, по-видимому, тольтекских правителей, представляет собой некое подобие современных урбанизированных мегаполисов, с их глобализацией и стиранием межэтнических различий.

Если бы современные ученые располагали гораздо большим багажом сохранившихся реликвий и более совершенным техническим арсеналом, мы могли бы более детально изучить тот период, когда Чичен-Ица и Паленке находились на одном временном отрезке. Закат города Паленке произошел на несколько столетий раньше, европейцы, сражавшиеся с правителями юкатанского полуострова, застигли только руины Паленке, и уже в тот период, когда уже была установлена государственность современной Мексики, принесенная сюда с востока.

История Чичен-Ицы начинается примерно равное со временем существования Паленке и заканчивается с приходом европейцев, она проходит сложный и длинный путь через могущество, влияние инородных культур и агонию своей. Вероятно близкие черты у двух городов можно было наблюдать когда еще не произошел крах Паленке, а Чичен –Ица еще не подверглась тольтекскому влиянию.

Цивилизация майя возникла в необычайных природных условиях, в этом регионе встречаются почти все климатические зоны – от скованных льдом вершин высоких вулканов до сухих и знойных пустынь и тропических ливневых лесов. Далеко не вся территория Мезоамерики была благоприятна для жизни людей. Продвижению человека мешали плотные лесные массивы, опутанные лианами и прикрытые снизу колючим кустарником. Ядовитые змеи, скорпионы, москиты и летучие мыши-вампиры представлены здесь более чем в избытке. Тропические ливни смывали и уносили прочь тонкий слой плодородной почвы, а дождевую воду тут же впитывал пористый известняк. Но, несмотря на это цивилизация майя достигла небывалых высот, и является уникальной среди других древних цивилизаций. Индейцы научились приспосабливаться к условиям окружающей среды, извлекать какую только возможно пользу из окружающего мира.

Большие и трудно проходимые пространства между городами являлись одной из причин, по которым они не могли на длительное время вступать в союзнические отношения. И, тем не менее, майя создали такой тип государственности, как «номы» («пуэбло»). Пуэбло состоял из центрального городского поселения – столицы — и ряда зависимых от нее сельских общин со своими селениями и деревушками. Большинство из них находилось в пределах 10-километровой зоны от столицы. Существовали еще такие государственные образования, как «царства», но они были мало распространены и недолговечны.

Проследив за особенностями системы взаимосвязей природно – географической среды, хозяйственной деятельности и архитектурно – градостроительных форм в культуре майя на примере городов Чичен Ица и Паленке мы можем придти к выводу, что именно эти города являются наиболее приемлемым и наглядным примером данных взаимосвязей, так как эти города находятся на разных полюсах общественно – политической, географической, хозяйственной деятельности и во многом архитектурной составляющей, при этом неразрывны связаны друг с другом общими для них национально – религиозными и в целом культурными элементами.

Изученные города дают нам представление о том, как природно-географическая среда формирует облик города, направляет в определенное русло хозяйственную деятельность его жителей. Градостроительные формы целиком и полностью переплетаясь с выше перечисленными явлениями в жизни общества и имея под собой религиозную составляющую, формируют свой особенный и в целом неповторимый облик городов Чичен-Ица и Паленке.

Чичен-Ица, расположенная в равнинной местности и ограниченная в водных ресурсах и природных ископаемых, толкает тем самым своих жителей интенсивнее заниматься торговлей и тем самым в плотную соприкасаться с соседними государствами, контакты с которыми так сильно изменили облик города в классический период. Земледельческая округа вынуждена искать новые формы деятельности, такие как морская торговля, а так же масштабнее использовать старые, культивировать более устойчивые к данной почве породы сельскохозяйственных растений. Но и сам город оказывает огромное влияние на окружающую среду. В близлежащей местности нома Чичен-Ица, а это порядка 20 километров, идет интенсивная вырубка лесов, Наряду с сенотами природного происхождения, использовались рукотворные колодцы для бытовых нужд, активно разрабатываются месторождения камня нужного для возведения каменных сооружений религиозного и бытового предназначения, мильповое земледелие вносит в окружающий ландшафт значительные изменения, а так же меняет биологический состав почвы. Так же, например, в Паленке, жителями сооружаются искусственные террасы, все это говорит о том, что жители городов Чичен-Ица и Паленке приспосабливают топографию близлежащей местности к своим нуждам, тем самым меняя ее подчас коренным образом.

Несмотря на это, сосуществование народа майя с окружающим миром выглядит органичным и взаимовыгодным, индейцы меняют среду и среда меняет их сознание, они тесно переплетены и ни в коей мере присутствие майя не угрожает сохранности природы. это один из самых примерных и органичных союзов человека и природы, а скорее всего это был единственные пример, когда высокоразвитая человеческая цивилизация не уничтожала а пыталась мирно сосуществовать с окружающей средой.